Ишин об подготовке кадров в строительстве

Вице-президент НОСТРОЙ, член Совета НОСТРОЙ, председатель Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ, президент НП СРО "Столичное строительное объединение" Александр Ишин.

К основным направлениям деятельности НОСТРОЙ в области подготовки строительных кадров относят совершенствование нормативно-правовой базы, разработку профстандартов, привлечение молодежи для работы в строительной области, создание системы экспертизы образовательных программ, готовящих квалифицированные кадры, финансовую поддержку лучших студентов строительных вузов и колледжей.

Даже динамичное развитие строительной отрасли не решило проблему подготовки кадров, она по-прежнему остра. Чтобы переломить возникшую ситуацию, необходим новый комплексный подход. Работодателей вместе с профессиональным сообществом необходимо привлекать к образовательному процессу, активно совершенствовать систему подготовки кадров, регулярно организовывать мероприятия, которые направлены на популяризацию рабочих специальностей в области строительства. Только такой подход может сформировать надежный резерв кадров на ближайшие годы.
НОСТРОЙ решению этой проблемы уделяет огромное внимание. Неслучайно здесь действует два Комитета – это Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров и Комитет по профессиональному образованию.

Кроме того, в НОСТРОЙ существует система аттестации и руководителей, и специалистов стройкомплекса.
Эта система работает уже год, охватывая всю страну. На сегодня в ней принимает участие уже около половины СРО, с ней взаимодействует свыше 200 центров, аттестующих специалистов. Достоинством этой системы является использование подхода целостности наряду с единством требований к оценке знаний. Подготовлено более 15 тысяч вопросов, что говорит о глобальном характере проверки знаний.

Аттестацию специалист обязан проходить раз в пять лет, поэтому наличие у него документа об аттестации является свидетельством обладания знаниями, позволяющими выполнять определенные работы. Все знания и умения проверяют в обязательном порядке, начиная с общестроительных работ, заканчивая особо сложными.

Особо ценно то, что любому специалисту предоставлена возможность протестировать себя, для чего достаточно наличие интернета. Реально система начала функционировать в полном объеме 1 октября прошлого года, работая до этого времени в тестовом режиме. На сегодняшний день свои знания проверили уже более 20 тысяч специалистов. Конечно, замечания есть, ведь это живой проект. Но разработчики все, что необходимо, тут же корректируют, поэтому постепенно база вопросов будет актуализирована.

Систему представили на ряде форумов, на всех она получила высокую оценку. Помимо этого, Комитет по профессиональному образованию НОСТРОЙ принимает типовые программы по повышению квалификации, в разработке которых учитываются самые последние новации: вступление России в ВТО, гармонизация СНИПов российских строителей с еврокодами и другие новшества.

Во многих регионах России НОСТРОЙ регулярно проводит специализированные семинары по интересующим строителей темам. Кстати, проводят эти семинары НОСТРОЙ за свой счет.

Деятельность НОСТРОЙ включает и проведение конкурсов среди образовательных учреждений, в которых отбираются лучшие учебные центры и ВУЗы.
Для повышения престижа строительных профессий и строительной отрасли, обеспечения безопасности строительства, улучшения качества выполняемых работ, стимулирования специалистов строительной отрасли и привлечения молодежи для работы в сфере строительства, Национальным объединением строителей постоянно проводится Национальный конкурс российских строителей «Строймастер». Он позволяет не только выявить лучших специалистов отрасли и показать успехи российского строительства, но и вдохновить молодых специалистов на собственные достижения в этой важной и нужной профессии.

Не так давно под эгидой НОСТРОЙ была разработана концепция создания российских ресурсных центров нового поколения, осуществляемая в рамках системы подготовки региональных кадров. Программный подход в решении вопросов подготовки квалифицированных рабочих содержится в перечне поручений российского президента В.В. Путина. Вопросы основательной реорганизации системы профессионального образования ставятся главу угла. Особо актуальна необходимость изменения концептуального подхода к организации систем профессиональной подготовки кадров, поскольку процесс "вымирания" системы обучения на начальных этапах получения профессии очевиден. Например, в Москве к 2002 году обучение велось в 46 строительных колледжах, к 2011 году их количество сократилось до 10. Выход из сложившейся ситуации может быть в создании системы специализированных ресурсных центров, которые являются инновационными образовательными учреждениями нового поколения. Их необходимо оснастить современной учебно-производственной базой, обеспечивающей высококачественную профессиональную подготовку всех рабочих строительных специальностей. Такие ресурсные центры успешно функционируют на протяжении многих лет в Германии и Финляндии. Основной целью подобных центров является обеспечение высококачественной профессиональной подготовки рабочих строительных специальностей, в которой используются новейшие образовательные программы и технологии.

К преимуществам обучения в ресурсном центре относят: использование современных технологий, оборудования; ориентирование на реальные потребности строительной отрасли; взаимосвязь с системой высшего профессионального образования; формирование резерва кадров нового поколения для технического состава и другие возможности.

Сутью концепции является создание в каждом российском регионе на базе колледжей (бывшие строительные ПТУ и техникумы) ресурсного центра, целью которых станет подготовка именно строителей рабочих специальностей. В Москве подобный ресурсный центр уже создается на базе Строительного колледжа № 12.

Ведь обучение станет намного эффективнее, если осуществлять весь процесс в рамках одного учебного заведения, объединяющего учебные классы, опытные полигоны, технику и общежития. Ресурсные центры обязательно будут созданы во всех федеральных округах.

Однако усилий, которые прилагает один НОСТРОЙ, недостаточно. Роль государства в подготовке кадров должна быть первостепенной, ведь это важнейшая государственная программа, с реализацией которой в одиночку не справиться, нужны огромные финансовые средства. Только создание ресурсных центров требует немалых денег. Например, в Германии, на создание одного ресурсного центра ушло 20 млн евро, из которых 18 млн евро было оплачено государством и только 2 млн евро внесло строительное сообщество. После создания все ресурсные центры передали Строительному союзу Германии. В этой стране прекрасно организована взаимосвязь профессиональных общественных объединений, компаний и учебных заведений по подготовке кадров с государством. Нормы законодательства обязывают компании отчислять определенные средства для подготовки кадров, зато в качестве компенсации они "заказывают" необходимых специалистов по требуемым специальностям в любом количестве. Причем финансирует учебные центры государство, а процесс обучения оплачивается из поступающих средств компаний.

Масштабные и конкретные действия в области подготовки кадров предпринимает правительство Москвы. Столичный мэр Сергей Собянин очень много средств направляет на поддержку учебных заведений. Например, в этом году московское правительство профинансировало столичные колледжи на сумму свыше миллиарда рублей.

Московские СРО, включая НП СРО "Столичное строительное объединение", из своих средств платят стипендии лучшим студентам колледжей, в строительных компаниях они проходят практику, им в дальнейшем помогают трудоустроиться.

Главным вопросом сегодня является трудоустройство молодежи, поэтому необходимо заинтересовать строительные компании в приеме молодых ребят на работу. Таким компаниям нужно предоставлять определенные льготы, как это принято в Европе, либо по зарплате, либо по налогообложению.