Витражи в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург недаром считается культурной столицей России. Этот удивительный город, с его архитектурными ансамблями, реками, заключенными в гранит, каменными мостовыми, площадями, музеями и дворцами, пожалуй, самый европейский по духу, архитектуре и культурному наследию. Петербургский Зимний дворец часто сравнивают с Лувром, а загородную царскую резиденцию в Петергофе с Версалем. Здесь жили и творили знаменитые зодчие, такие как Росси, Леблон, Растрелли. Наверное поэтому, витражное искусство, так популярное в Европе, так же гармонично вписалось в питерскую архитектурную среду.


В начале ХХ столетия витражи в Петербурге были чрезвычайно популярны. Петербургский стекольный завод к тому времени выпускал огромное количество разноцветного и фактурного стекла, работали витражные мастерские. Витражами украшали частные дома, квартиры и даже подъезды.  До сих пор, во многих питерских парадных можно случайно заметить остатки цветных стекол в окнах. К сожалению, большинство петербургских витражей впоследствии (начиная с 1917 года) было утрачено, и, как это ни печально, в наше время, витражи продолжают бесследно исчезать. 


 В новом XXI веке, искусство витража снова становится популярным. В Санкт-Петербурге сейчас трудится уже не один десяток мастерских, работающих с художественным стеклом. Технологии, по которым создаются классические витражи, остались такими же, как и при их появлении в средневековой Европе. Наряду со старинной техникой свинцово-паечного витража, когда отдельные фрагменты стекла закрываются в свинцовую оплетку и спаиваются оловянным припоем, появились и новые направления,   такие как «фьюзинг» (спекание стекла) и витражи «Тиффани».  Витражи Тиффани сейчас особенно популярны. Они более изящны и сложны по рисунку, чем классические, так как сама технология сборки позволяет использовать более мелкие куски стекла, а контурные швы делать тоньше, чем при использовании свинцовой протяжки. Свинцовая протяжка в этой технике заменена на тонкую, медную ленту, в которую оборачивают все фрагменты и спаивают между собой.


Витражи, чья популярность не иссякает на западе, в Санкт-Петербурге буквально переживают второе рождение. Картины из множества цветных стеклышек, завораживают своей хрупкой, воздушной красотой. Свет, проникающий сквозь эти картины, превращается в разноцветный калейдоскоп играющих бликов. Витраж в помещении создает особую атмосферу и уют, к которому сейчас стремятся многие.


 Петербург, живя своей жизнью, остается культурной столицей, с европейским духом и русской душой. С вечной тягой к прекрасному, классике, красоте и поэзии. Витражи в Санкт-Петербурге, с его дождливым и пасмурным климатом, с его суетой современного мегаполиса, с вечными пробками и толкотней, призваны дарить своим владельцам радужный, драгоценный свет и теплое ощущение прекрасного древнего ремесла.  


 


30.09.2012 г.