Туры в Цфат, Израиль

От 850 до 1000 м над уровнем моря — на такой высоте размещаются дома на сбегающих сверху вниз улицах древнего города Цфата, считающегося одним из четырех священных мест Земли Израилевой наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном.

Посещение Цфата входит в программу почти всех горящих туров по Израилю, независимо от их тематической направленности, ведь побывать в стране и не увидеть один из самых уникальных и интересных городов мира просто невозможно: Цфат веками строили выходцы из разных стран, привнося в городскую архитектуру что-то свое, родное, создав в итоге неповторимый внешний вид.

С городских высот одинаково хорошо видны Средиземное море на западе и озеро Кинерет на юго-востоке, а с севера подступает снежная вершина пика Хермон. О красоте Цфата упоминалось еще в иерусалимском Талмуде как о месте, где зажигался огонь для праздника новолуния Рош Хадеш. Тогда город назывался Сафедом — по имни горы, на склонах которой находится. Именно на горе Сафед поселился после Всемирного потопа один из сыновей Ноя, выбрав чудесное место для своего жилища.

Удобные для укреплений склоны оценили и крестоносцы, сделав Сафед центром Иерусалимского государства. Крепость, построенная рыцарями-госпитальерами, долго защищала поселившихся здесь жителей, но не устояла перед турками-мамлюками в XIII веке, омусульманившими христианское население. Турки всеми силами привечали бежавших из Испании и Португалии евреев — банкиров, ученых, торговцев, и уже к XVII веку Цфат считался одним из крупнейших центров культуры и науки и сердцем Каббалы, где выпускалась своя — первая в Османской империи — печатная газета.

В наши дни древняя крепость крестоносцев в центре Старого Цфата наполовину скрыта в земле, прошедшие землетрясения и войны не пощадили старинную реликвию, но даже руины крепостных стен и укреплений производят величественное впечатление. От крепости вниз к кварталам Старого города ведет главная городская улица Иерушалаим, узкая и петляющая по склонам горы, а ее пересекают улицы Хатам Софер и Суккок Шалом, чьи названия известны всему миру.

Интересный факт объединяет два далеких друг от друга израильских города: на улице Хатам Софер вручную пекут знаменитую мацу с так называемой «йеменской печатью» в Цфате и южном Эйлате, в чем легко убедятся приезжающие на отдых в Эйлате в августе и другие месяцы года туристы. Именно в такую мацу заворачивали испанские раввины пасхальную жертву вместе с горными травами, и сейчас за дорогим по израильским меркам товаром в преддверии праздника выстраиваются очереди.

Сегодняшний Цфат — место паломничества к могилам мудрецов прошлого: у раби Йонатанабен Узиэля в ущелье Амука (глубоком) холостые евреи просят хорошую жену, к рабби Шимону бар Йохаю приходят за решением насущных проблем, спускаясь затем к многочисленным синагогам и ешивам на традиционную молитву — в синагогу Абохав 15 века с древними свитками Торы и синагогу Алшех 16 века, увенчанную куполом, в синагогу Банай с гробницей рабби Баная и синагогу Каро, автора «Шулхан Арух» — кодекса еврейских законов, а также другие великолепные синагоги, прославившие Цфат.

К священным пещерам, где жили потомки Ноя, нужно подняться из Квартала художников, где в галереях и мастерских выставлены работы местных ремесленников и творцов, мимо знаменитых арабских сыроварен с вкуснейшим цфатским сыром. Дорога приведет в прекрасный парк с вековыми деревьями, а оттуда можно спуститься к древнему кладбищу с могилами мудрецов прошлого на западном склоне горы.

Когда жителя Цфата спрашивают, сколько стоит лечение в Израиле, он обязательно поинтересуется, а не хочет ли собеседник сначала исцелить душу, ведь согласно иудаизму все хвори и беды происходят от больной души и утраты связи с Богом. Цфат — лучшее место на Земле для исцеления духа и восстановления веры в собственные силы.